Традиционное ушу
Пробная тренировка бесплатно
Записаться на тренировку
Главная
/
Стили Ушу
/
Синьи Цюань

Синьи Цюань

История синъицюань и структура стиля Стиль синъицюань («кулак оформленного намерения») произошёл из стиля синьицюань («кулак сердца и намерения»), полное название которого – синьилюхэцюань («кулак сердца, намерения и шести координаций»). В русском написании названия стилей различаются всего одной буквой, и многие люди, мало знакомые с ушу, зачастую и не понимают, что речь может идти о совсем разных стилях, с разной историей, разной структурой и разной системой тренировок. Чтобы прояснить ситуацию, сначала будет рассказано о синьицюань, потом – как из этого стиля развился синъицюань, и в конце – что же из себя представляет синъицюань.

Глава 1 Теории о зачинателях синьицюань

Существует три версии о происхождении синьицюань.

Версия 1:

синьицюань происходит от индийского монаха Бодхидхармы В VI веке в китайский город-порт Гуанчжоу прибыл индийский монах Бодхидхарма. Легенда рассказывает, что он добрался до государства Лян (одного из мелких государств, существовавших в тот период раздробленности Китая в бассейне реки Янцзы), и в его столице Цзянье (современном Нанкине) имел беседу с властителем этого государства. Позднее он перебрался в другое небольшое государство – Северная Вэй – и там отправился к одному из священных мест Китая – горе Суншань, где поселился в небольшом монастыре Шаолинь1 . Согласно легендам, он научил монахов боевому искусству. Лин Шаньцин в изданной в 1928 году книге «Иллюстрированное описание Кулаков пяти первостихий синъи» утверждает, что Бодхидхарма обучил монахов и синъицюань. Далее, по его мнению, эстафету от Бодхидхармы перенял даос Чжан Саньфэн, от которого это искусство и попало в мир. Однако уже тогда это утверждение вызвало несогласие у людей, серьёзно занявшихся после буржуазной революции 1911 года вопросами истории китайских боевых искусств. Уже в 1930 году Сюй Чжэдун в «Краткие рассуждения о национальной боевой технике» и Тан Хао в «Исследования касательно Шаолиня и Удана» объявили связь Бодхидхармы с ушу несуществующей, а легенду о передаче традиции синъицюань от Чжан Саньфэна – ложными выдумками.

Версия 2:

синьицюань происходит от полководца Юэ Фэя Данная версия утверждает, что этот стиль был придуман полководцем Юэ Фэем, сражавшимся против кочевников-киданей во времена династии Южная Сун (XII век). Впервые эта версия встречается в приписываемых Цао Цзиу «Десяти методах отобранного важного». Так как синъицюань развивался и распространялся во время правления династии Цин (1644-1911), установленной кочевниками-маньчжурами, то занимавшимся этим стилем китайцам было лестно приписывать себе связь с национальным китайским героем, воевавшим против кочевников-северян, и поэтому эта версия широко распространилась в народе. Когда после буржуазной революции боевые искусства стали развиваться при государственной поддержке, то эта версия была закреплена в 1 Существует много неправильных вариантов перевода названия монастыря: «монастырь молодого леса», «монастырь, стоящий на редколесье» и т.п. На самом деле гора Суншань имеет несколько пиков, один из которых называется Шаошишань. Именно от него и происходит название монастыря – это монастырь «Леса пика Шаошишань». 2 многочисленной специальной литературе. В качестве примера можно привести такие работы, как труды Сунь Фуцюаня «Учение синъицюань» и «Изложение истинного смысла кулачного искусства», книгу Лю Дяньшэня «Избранные мелочи кулачного искусства синъи», книгу Цзян Жунцяо «Материнские кулаки синъи», книгу Пи Дяня «Лекции по кулачному искусству синъи», и многие другие. Однако позднее многие авторы стали полагать версию о происхождении синьицюань от Юэ Фэя (или его наставника Чжоу Туна) уже не столь достоверной, и стали добавлять к подобным историям слова «говорят, что». Вышеупомянутые Цзян Жунцяо и Сюй Чжэдун попытались исследовать этот вопрос, и Сюй Чжэдун был первым, кто рискнул написать, что это мнение опирается на веру, а не на факты. Дело в том, что в полной биографии Юэ Фэя, содержащейся в официальной «Истории династии Сун», рассказывается о его успехах в стрельбе из арбалета, но нет упоминаний о его занятиях рукопашным боем. Один из сыновей Юэ Фэя, ставший историком, и многие другие историки, жившие в более позднее время, так же ни словом не упоминают о занятиях Юэ Фэя рукопашным боем. Детальное исследование биографии Юэ Фэя не позволяет найти достаточного периода времени, в течении которого он мог бы создать новое боевое искусство – слишком короткую и насыщенную жизнь прожил этот полководец. Так что эта версия ныне также относится историками ушу к области героических легенд.

Версия 3:

синьицюань происходит от Цзи Цзикэ В 1970 году Сунь Фуюань (из Шаньдунской ассоциации синъицюань), изучая вопрос о происхождении синъицюань, обратил внимание, что в текстах по этому стилю, написанных при династии Цин, упоминаются люди из провинции Шаньси – такие, как Лун, Фэн, а также Цзикэ (который также имел прозвище Лунфэн). Более внимательно изучая этот вопрос, он обнаружил, что эти люди связываются с деревней Чжуфэнцзюньцунь уезда Юнцзи провинции Шаньси, которая являлась родной деревней рода Цзи. В 1974 году он списался с деревенскими властями, и ему потвердили, что в этих местах действительно издревле проживает род Цзи, что в настоящее время свыше половины проживающих в деревне семей носит фамилию Цзи, что в древнее время там действительно проживал представитель этого рода по имени Цзикэ, которого называли «учитель» и «мастер волшебного копья», и что этот Цзи Цзикэ создал боевое искусство, которое называли «кулак Цзикэ» или «синьицюань». В 1982 году, когда Китай уже болееменее оправился от ужасов Культурной революции, Сунь Фуюань с двумя товарищами смог совершить поездку за тысячу километров в провинцию Шаньси, и провести исследования на месте. На основании результатов их исследований теперь можно с уверенностью утверждать, что основателем синьилюхэцюань является Цзи Цзикэ (по прозвищу Лунфэн), который проживал в тех местах в XVII веке. Цзи Цзикэ (1601-1683) отлично владел техникой боя копьём (за что и получил прозвище «волшебное копьё»), в 1661 году принял участие в отражении нападений крупных банд2 , переложив принципы боя копьём на технику боя без оружия он создал новый стиль – синьилюхэцюань. Глава 2 Синьицюань превращается в синъицюань Помимо членов своей семьи, Цзи Цзике обучил своему искусству старого друга Цао Цзиу, а также мусульманина Ма Сюэли из города Лоян провинции Хэнань (впрочем, некоторые источники говорят, что Ма Сюэли учился не у Цзи Цзикэ, а у Цао Цзиу). От Ма Сюэли берёт своё начало современный синьицюань (который иногда называют 2 Судя по всему, это были участники какого-то из многочисленных антиправительственных восстаний. Вопреки популярным легендам, на самом деле в то время многие жители Северного Китая (особенно из числа землевладельцев) поддерживали маньчжурское правительство, принёсшее на эту землю мир после нескольких десятилетий разрушительной крестьянской войны. 3 «хэнаньской ветвью синъицюань»), а через Цао Цзиу пошла та ветвь, из которой впоследствии выделился синъицюань. Цао Цзиу начал изучать синьилюхэцюань в 1665 году и учился свыше 12 лет. В 1693 году он получил важный пост в провинции Шэньси, а потом по казёным делам ещё не раз менял место жительства. Цао Цзиу обучил этому боевому искусству купца Дай Лунбана. В связи с тем, что Дай Лунбан учился позже, чем Ма Сюэли, он изучил и техники, разработанные господином Цао позднее учёбы Ма – в 1750 году купец Дай побывал в Лояне и смог сравнить технику двух направлений. В 1836 году Ли Лаонун (также известный как Ли Лаонэн, Ли Лонэн, Ли Нэнжэнь и Ли Фэйюй) из уезда Шэньчжоу провинции Чжили (ныне – уезд Шэньсянь провинции Хэбэй) прослышал про боевое мастерство семьи Дай из провинции Шаньси, и отправился в дальнее путешествие, чтобы изучить это боевое искусство. В 1839 году он был официально принят в ученики. Проучившись десять лет, он покинул семью Дай и отправился в город Тайгу3 провинции Шаньси работать охранником. Потратив некоторое время на обобщение и систематизацию изученного им материала (а Ли Лонэн ещё до прихода в семью Дай уже был опытным бойцом, и ему было с чем сравнивать и чем обогатить изученное), в 1856 году мастер Ли изменил первый иероглиф в названии стиля, и официально стал называть свою систему «синъицюань». Именно от Ли Фэйюя и идёт тот стиль, что широко распространён сегодня. Глава 3 Распространение синъицюань Наверное, самым известным учеником Ли Лонэна является Чэ Эрци, по прозванию Юнхун, по прозвищу Ичжай. В 1863 году Ли Лонэн стал работать в системе охранных бюро, и Чэ Ичжай начал у него учиться, а узнав от него про семью Дай – стал каждый вечер ходить в Цисянь (родной городок семьи Дай) – за несколько километров от Тайгу – и учиться там у учителя Ли Лонэна. Чэ Ичжай воспринял классический синьилюхэцюань семьи Дай, синъицюань Ли Лонэна, и тренируясь вместе с такими учениками Ли Лонэна, как Хэ Юньхэн, Ли Гуанхэн, а также вместе со своим учеником Ли Фучжэном, постепенно разработал то, что ныне известно как «шаньсийская ветвь синъицюань». В 1866 году Ли Лонэн и Чэ Ичжай создали первый парный комплекс синъицюань. Когда на старости лет Ли Лонэн уехал на родину – Чэ Ичжай продолжил его дело, воспитывая учеников, и от него синъицюань во второй половине XIX века распространился по всей провинции Шаньси. На родине Ли Лонэн обучил Лю Циланя, Го Юньшэня и Лю Сяоланя. От этих людей идёт то, что называют «хэбэйской ветвью синъицюань». Это направление довольно близко к шаньсийской ветви, так как многие из его представителей специально посещали Тайгу, чтобы обменяться опытом с Чэ Ичжаем и его учениками. Так, в 1889 году Тайгу посетил «пробивающим кулаком с полушага поражающий всю Поднебесную, не имеющий противников» Го Юньшэнь, потом – Лю Цилань, Ли Тайхэ, Лю Юаньхэн, Ли Чжаньюань, Чжан Шудэ. В 1893 году в Тайгу переселились такие хэбэйские ученики Ли Лонэна, как Сун Шижун и Сун Шидэ. В 1897 года в Тайгу поучиться у Чэ Ичжая приходил ученик Лю Циланя Ван Фуюань, в 1889 – Ли Цуньи. Когда в 1898-1900 годах на востоке Китая полыхало восстание ихэтуаней, Ли Цуньи присоединился к повстанцам, и выходил на врага с саблей в руках, за что получил прозвище «Ли Цуньи с одной саблей»; после разгрома восстания он скрывался в Тайгу у Ли Фучжэна. От Лю Циланя, Го Юньшэня и Лю Сяоланя стиль распространился по всей провинции Чжили (так при династии Цин называлась провинция Хэбэй) и попал в столицу. В частности, этому сильно способствовала работа Го Юньшэня в охранных 3 Один из основных центров производства шёлка. Оттуда стартовали караваны с шёлком, идущие в столицу, и в городе было довольно много богатых людей, нуждавшихся в услугах охранников. 4 структурах. Известна история про то, как Го Юньшэнь при задержании бандита своим «пробивающим ударом с полушага» убил его, в результате чего ему пришлось три года провести в тюрьме. Однако мастер Го и в тюрьме не прекращал тренировок, и вышел на свободу ничуть не утратив боевой формы. Другая известная история рассказывает о том, как прослышав про то, что в столице появился некий Дун Хайчуань со странным стилем «багуачжан», Го Юньшэнь и Лю Цилань отправились познакомиться с этим мастером и посмотреть стиль. После бесед о технике Го и Дун решили провести пробную схватку, чтобы лучше понять особенности обоих стилей, и оказалось, что ни один из них не способен взять верх над оппонентом. После этого Дун, Го и Лю решили стать побратимами, и начали «дружить стилями», в результате чего в Пекине было довольно много людей, изучивших в достаточной степени и синъицюань, и багуачжан. Исходя из данных о времени жизни Го и Дуна, можно прикинуть, что их встреча состоялась где-то в 1870-х (в 1862 году Дун только прибыл в Пекин и начал служить у Великого князя Су, т.е. в то время он был ещё никому не известен, а в 1882-м скончался). В конце XIX века пекинские ученики Дуна и Го продолжили традиции своих великих предшественников: странствующий боец Лю Дэкуан (знавший много стилей, и, в частности, изучавший багуачжан у Дун Хайчуаня), Чэн Тинхуа (один из лучших учеников Дун Хайчуаня), Ли Цуньи (ученик Лю Циланя и Го Юньшэня) и Лю Вэйсян (ученик Го Юньшэня) объединились, и договорились, что любой ученик одного из них может свободно стать учеником другого. Желая дать имя своей группе боевых искусств, они назвали её «Нэйцзяцюань» («Кулак внутренней семьи»), имея в виду, что все занимающиеся в этой группе – как одна семья, и изучают внутрисемейные секреты, обычно не передаваемые посторонним. Естественно, что люди, изучавшие параллельно несколько стилей, находили в них общие моменты. Однако это дало основание посторонним людям, знающим ситуацию понаслышке, утверждать, что, якобы, изучавшиеся там стили – это особые «стили внутренней семьи», которые чем-то отличаются от всех прочих стилей. Дело в том, что в то время преподавание боевых искусств было очень закрытой вещью, в ученики попасть было не так-то просто, и потому люди – даже занимавшиеся боевыми искусствами – в основном имели какую-то информацию лишь о собственном стиле, а про остальные знали лишь понаслышке и судили довольно поверхностно; углублённое сравнительное изучение различных стилей началось лишь в XX веке, после буржуазной революции, когда преподавание и изучение национальных боевых искусств получило поддержку со стороны властей. Говоря о хэбэйском синъицюань, нельзя не упомянуть такого мастера, как Сунь Фуцюань (более известного у нас в стране как Сунь Лутан). Он родился в 1860 году, в возрасте 12 лет, чтобы помочь семье, отправился в Баодин и устроился в лавку, торговавшую кисточками. Там он познакомился с каллиграфом Ли Куйюанем, занимавшимся синъицюань. Изучив за два года всё, что знал Ли, Сунь стал учиться у его учителя – господина Го Юньшэня. Весной 1875 года Сунь Лутан бросил работу и стал жить с Го Юньшэнем. Учитель Го постоянно встречался с разными мастерами, и это позволило молодому Суню быстро прогрессировать и сильно расширить свой кругозор. В 1882 году Го отправил Суня в столицу к Чэн Тинхуа, чтобы Сунь изучил ещё и багуачжан. В 1885 году Сунь отправился в путешествие по Китаю, прошёл одиннадцать провинций, встречался с мастерами самых различных стилей. Осенью 1888 года Сунь Лутан вернулся на родину, и основал общество по изучению кулачного искусства, которое из-за того, что деревня находилась на берегу реки Пуян, было названо «Пуянским кулачным обществом». В 1907 году Сунь Лутан удостоился приглашения одного из крупнейших политических деятелей Китая – губернатора трёх северо-восточных провинций Сюй Шичана (в 1920-х годах господин Сюй даже пробыл некоторое время президентом Китая). Поработав некоторое время в Маньчжурии, в 1910-м году Сунь вслед за Сюем переехал в Пекин, перевёз туда свою семью из деревни, и открыл аж сразу целых 5 три Института боевых искусств (два в Пекине и один в Тяньцзине), умудряясь обучать учеников во всех трёх. Глава 4 Синъицюань после буржуазной революции В 1911 году в Китае была свергнута монархия. Так как произошло это в месяц синьхай по традиционному китайскому летоисчислению, то революцию эту обычно называют Синьхайской. Революционные изменения в обществе коснулись и преподавания боевых искусств – начали открываться всяческие «ассоциации» и «общества», в которых боевые искусства могли изучать все желающие. В частности, при поддержке партии Гоминьдан4 , в 1911 году в Тяньцзине была создана «Чжунхуа уши хуэй» («Ассоциация китайских бойцов»), одним из основателей которой являлся Ли Цуньи; естественно, что одним из стилей, преподававшихся в Ассоциации, стал синъицюань. Вместе с ним там преподавал и его ученик Хао Эньгуан, который в 1914 году выехал в Японию, чтобы преподавать синъицюань обучавшимся там китайским студентам – таким образом, синъицюань был одним из первых стилей ушу, которые стали преподаваться за пределами Китая. После революции Китай оказался расколотым. Многочисленные группировки «милитаристов»5 рвали страну на части. Большинство людей было занято вопросами элементарного выживания в этих трудных условиях; мастера боевых искусств подрабатывали телохранителями или армейскими тренерами. Однако и в это бурное время в стране были относительно спокойные уголки, где люди могли заниматься и менее приземлёнными вещами. Именно в 1915 году была издана написанная Сунь Лутаном книга «Учение синъицюань» - самая первая в истории китайского ушу книга с систематическим изложением законов стиля и анализом теории. Более того, это был первый в истории учебник по стилю ушу, близкий по построению не к классическим трактатам по древней философии, а к современным учебникам со строгим, последовательным и систематическим изложением материала. В частности, под влиянием этой книги решил заниматься ушу Чэнь Цзэнцзэ (Чэнь Вэйминь) – один из учителей последнего императора Китая и член Академии Ханьлинь; он решил, что автор такой книги наверняка является не простым «гориллой-мордоворотом», а действительно глубоко разбирающимся в боевых искусствах человеком. После окончания гражданской войны в 1928 году в тогдашней столице Китая – городе Нанкине – был основан Центральный институт гошу6 , в последующие годы при поддержке правительства его филиалы были открыты практически во всех провинциях Китая. В программу, преподававшуюся в институтах гошу, входил и синъицюань – таким образом, перед Второй мировой войной стиль распространился по всей стране. Из лиц, связанных с институтами гошу, заслуживает упоминания Цзян Жунцяо (изучал синъицюань у известного пекинского мастера Чжан Чжаодуна, перенявшего стиль от Лю Циланя). С 1928 года он возглавил в Центральном институте гошу редакционноиздательский отдел, и выпустил в 1930-х годах огромное количество исследовательских и методических работ по боевым искусствам. В частности, он является автором таких книг, как «Материнские кулаки синъи» и «Совместное изложение комплексов цзашичуй и башицюань из синъи». 4 «Народно-государственная партия», часто это название переводят как «национальная партия» или «националистическая партия». Она была создана Сунь Ятсеном, и сыграла огромную роль в революционном развитии Китая и становлении страны после революции 5 сейчас более популярен термин «полевые командиры», но как-то язык не поворачивается называть так людей, командовавших не взводами и ротами, а дивизиями и армиями, и бравшими под контроль по несколько провинций. 6 Термином «гошу» («национальные искусства») тогда стали обозначать национальные боевые искусства; сейчас в КНР больше в ходу термин «ушу» («боевые искусства»), термин же «гошу» продолжает употребляться на Тайване. 6 Глава 5 Синъицюань в Китайской народной республике После Второй мировой войны в Китае началась гражданская война между силами Компартии и партии Гоминьдан. Она в основном завершилась в 1949 году, когда основные силы гоминьдановцев были вытеснены на остров Тайвань, а в Пекине была провозглашена Китайская народная республика. На пути строительства новой жизни молодые революционеры быстро ломали всё, что им казалось пережитками прошлого, а особенно то, что активно поддерживалось предыдущими властями. В новых социальноэкономических условиях уже не требовались телохранители для богатых людей или охранники для торговых караванов, и востребованность боевых искусств резко упала. Те же, кто хотел заниматься ушу по каким-либо другим причинам, оказались под жёстким прессингом государства. Считалось, что всё то, что полезно для общества, будет сконцентрировано в рамках государственных структур, а прочее является феодальным пережитком, подлежащим искоренению. Особенно эта тенденция усилилась в годы «Великой пролетарской культурной революции» (1966-1976), когда были прекращены даже соревнования по спортивному ушу. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году, суда над «бандой четырёх» в 1979-м и принятия курса на реформы в 1982-м, любители боевых искусств также начали искать новые формы организации. В 1982 году в Пекине была создана первая в КНР негосударственная организация в области ушу – Ассоциация по исследованию багуачжан. Это послужило примером для любителей других стилей, и после долгих переговоров и встреч 15 марта 1983 года была официально зарегистрирована пекинская Ассоциация по исследованию синъицюань. Её первым президентом стала Сунь Цзяньюнь – дочь Сунь Лутана, однако вся основная работа легла на плечи Чжан Баояна, Бао Юйцао и Ди Гоюна. Через год президентом Ассоциации был избран Чжан Баоян. Он пробыл на этом посту два срока. Чжан был избран и на третий, но после открытия клиники традиционной китайской медицины у себя на родине в Синьцзи он переехал туда, а пост передал Ло Дачэну. На выборах 1996 года президентом был избран Ди Гоюн, который с тех пор и возглавляет Ассоциацию. Глава 6 Краткие сведения о структуре стиля В отличие от хэнаньского синьицюань, в хэбэйском и шаньсийском синъицюань основным видом наработки начального уровня является стояние в позиции саньтиши. Все техники синъицюань отрабатываются именно из этой позиции. Существует целый набор требований к саньтиши, которые надо строго соблюдать во время стояния. Более подробную информацию о саньтиши можно найти во второй части. Следующим базовым элементом синъицюань являются т.н. «Кулаки пяти первостихий» (усин цюань). Это рубящий кулак (пи цюань), буравящий кулак (цзуань цюань), пробивающий кулак (бэн цюань), пушечный кулак (пао цюань) и поперечный кулак (хэн цюань). Основная цель тренировки «кулаков пяти первостихий» – овладение пятью базовыми типами усилий стиля. О «кулаках пяти первостихий» подробно рассказывается в третьей части. После освоения саньтиши и усин цюань, занимающийся переходит к изучению т.н. «Двенадцати форм [животных]» (шиэр син). Это – новые двенадцать типов движений, которые позволяют освоить новые типы усилий, отсутствующие в «кулаках пяти первостихий». Традиционно каждое из этих форм движений ассоциируют с движениями какого-то животного. Эти двенадцать форм таковы: форма дракона (лун син), форма тигра (ху син), форма обезьяны (хоу син), форма лошади (ма син), форма крокодила (то син), 7 форма петуха (цзи син), форма ласточки (янь син), форма ястреба (яо син), форма змеи (шэ син), форма птицы-Тай (тай син), форма орла (ин син) и форма медведя (сюн син). Следующим уровнем освоения стиля является изучение т.н. «наработки восьми иероглифов» (бацзы гун). Здесь изучается ещё восемь типов усилий, которых не было в «кулаках пяти первостихий» и «двенадцати формах». Эти «восемь иероглифов» таковы: Чжань (Открывание), Цзе (Пресечение), Го (Накатывание), Куа (Держать под руку), Тяо (Вспарывание), Дин (Упирание), Юнь (Облачное движение) и Лин (Лидирование). Для удобства освоения стиля мастерами синъицюань были разработаны комплексы движений (таолу), в процессе отработки которых занимающийся может не только лучше освоить сами движения, но и овладеть вариантами перехода от одного движения к другому, от одного типа выброса усилия к другому типу выброса усилия. Кроме того, имеются парные комплексы (дуйлянь), которые отрабатываются двумя (или более) занимающимися одновременно. В парных комплексах занимающиеся изучают варианты применения техник в атаке и защите. На этапе тренировки «кулаков пяти первостихий» осваивается комплекс «кулаки непрерывно переходящих друг в друга пяти первостихий» (усин ляньхуаньцюань), подругому называемый «непрерывно переходящие друг в друга в наступлении и отступлении кулаки» (цзиньтуй ляньхуаньцюань). После изучения «двенадцати форм» можно изучать комплекс «удары смешанных форм» (цзашичуй), в котором объединены движения «кулаков пяти первостихий» и «двенадцати форм». После освоения «наработки восьми иероглифов» можно изучать комплекс «кулак непрерывно переходящих друг в друга наработок восьми иероглифов» (бацзыгун ляньхуаньцюань). Также к традиционным комплексам синъицюань относятся «восемь форм синъи» (синъи баши; этот комплекс составлен из движений «кулаков пяти первостихий», а также «формы ястреба», «формы лошади» и «формы петуха»), «12 ударов Хуна» (шиэр хунчуй) 7 , и «обобщённый синъицюань» (цзунхэ синъицюань; этот более современный комплекс составлен из движений «кулаков пяти первостихий», «двенадцати форм», «наработки восьми иероглифов» и некоторых движений других традиционных комплексов). В синъицюань имеется несколько традиционных парных комплексов. В комплексе «пушечные удары обвивающихся рук» (цзяошоу пао) непрерывно сменяют друг друга «рубящий кулак», «пробивающий кулак» и «пушечный кулак», поэтому его иногда ещё называют «пушечные удары трёх рук» (саньшоу пао). На основе пришедших из китайской философии концепций взаимного порождения и взаимного подавления пяти первостихий скомбинированы движения комплекса «пушечные удары пяти первостихий» (усин пао), который в некоторых трактатах называется «кулак порождения и подавления пяти первостихий» (усин шэн кэ цюань). Самым, наверное, известным и популярным парным комплексом синъицюань является «пушечные удары спокойного тела» (аньшэнь пао), который в провинции Шаньси из-за особенностей местного диалектного произношения называют «пушечные удары близко расположенных тел» (айшэнь пао). В синъицюань изучается техника боя всеми четырьмя классическими видами китайского оружия: копьём-цян, саблей-дао, мечом-цзянь и шестом-гунь. Методика овладения ими точно такая же, как и методика овладения техникой боя без оружия: с каждым видом оружия существуют базовые движения, соотносящиеся с пятью первостихиями. Это следует изложенной в старых трактатах по синъи теории о том, что «оружие является продолжением тела», то есть для боя с оружием должны использоваться те же усилия тела, что применяются и в рукопашных техниках. 7 На самом деле изначально этот комплекс назывался «12 поперечных ударов» (шиэр хэнчуй), так как там 12 раз встречается удар «поперечный кулак». Однако в процессе распространения комплекса в народной среде произошло искажение названия, и к настоящему времени ошибочное написание уже устоялось в качестве официального. 8 Часть 2 «Столбовая наработка» в синъицюань «Столбовая наработка» – основа ушу, поговорка кулачного искусства гласит: «Хочешь изучать кулак – вначале стой столбом». В синъицюань столбовой наработке уделяют огромное внимание, существует высказывание мастеров синъицюань: «Хочешь изучить синъицюань – сначала стой три года столбом». Тренировка столбовой наработки в синъицюань нужна для того, чтобы «выстроить его фундамент, укрепить его тело», то есть чтобы заложить основу, укрепить физически. Посредством тренировки столбовой наработки, во-первых, изучают и осваивают требования синъицюань к различным частям тела – что нужно упереться макушкой вверх, подобрать грудь, опустить плечи, свесить локти. Сначала приобретается некое чувственное знание, посредством непрерывной тренировки постепенно добавляется глубина осознания. Во-вторых, тренировка столбовой наработки оказывает сильное укрепляющее воздействие на ноги, развивает их силу и укрепляет колени. В-третьих, посредством тренировки столбовой наработки занимающийся может осознать и усвоить композицию промежуточного каркаса между формами столбовой наработки, требования к форме всех частей тела. Посредством долговременного статичного неподвижного стояния можно повысить у занимающегося способность к чувствованию ощущений. С помощью самостоятельного урегулирования постепенно закрепляется правильная форма, что закладывает базис для дальнейшего изучения движений и овладения техникой. Вчетвёртых, тренировка столбовой наработки полезна для настройки центральной нервной системы, концентрации психики, устранения разбросанности, позволяя сосредоточить всё внимание на тренировке. Обращается внимание на ненапряжённость всех частей тела, добавляется ритмичное дыхание. Такой способ тренировки выгоден для стимулирования кровообращения, улучшает обмен веществ, гармонизирует ци и кровь, повышает иммунитет, что приводит к продлению годов жизни. При этом происходит и повышение уровня боевого мышления, улучшаются боевые способности. В столбовую наработку синъицюань входят: столб смешанного изначального, столб знаков цзы и у (т.е. стояние в позиции саньтиши), столб покорения дракона, столб подчинения тигра, «забивание сваи». У каждого из этих видов – своё воздействие, своя форма, своя работа сознания, свои задачи. Каждый вид служит своей цели. Все эти виды созданы прежними поколениями мастеров синъицюань посредством долговременной тренировки на основании практического опыта. Они оказывают положительный эффект на тренировку техники синъицюань, вскармливание тела и продление годов жизни. Но хотя каждый из этих методов столбового стояния и акцентируется на чём-то своём, все они описывают круги вокруг одного центра – тренировки саньтиши. Поговорка кулачного искусства гласит: «Тренирующий кулаки и не тренирующий наработки – до самой старости так и остаётся пустым местом». «Тренировка наработки» – это мастерство вскармливания и укрепления тела, сюда же входит и базовая наработка ушу. Если тренировать кулачное искусство не натренировав хорошо собственное тело, то любая тренировка техники будет впустую, не даст никакого эффекта. Поэтому кулак наработкой вскармливается, наработка кулаком проявляется. Таковы взаимосвязи тренировки и вскармливания, они друг другу помогают и друг друга стимулируют, служат друг другу как внутренняя суть и внешнее проявление. 

Большое количество текстов по синъицюань, опубликованных в первые десятилетия XX века, использовали много терминов, заимствованных из даосской классики. Вот сравнение этих терминов и их взаимосвязь с ";Тремя ступенями совершенствования"; (Сань Бу Гунфу).

 

Три ступени совершенствования в синъицюань

 

Явное усилие
(
Мин цзинь)

Тайное усилие
(
Ань цзинь)

Усилие нейтрализации
(
Хуа цзинь)

Принципы трех уровней
(
сань цэн даоли)

Тренировать цзин и трансформировать в ци

Тренировать ци и трансформировать в шэнь

Тренировать шэнь и вернуться к Пустотности

Тип усилия

Усилие всего тела
(Чжэн цзинь)

Внутреннее усилие
(Нэй цзинь)

Мягкая нейтрализация
(Жоу хуа)

Усилие с точки зрения атаки

Взрывное усилие
(Баофа цзинь)

Проникающее усилие
(Тоу цзинь)

Приклеивающееся усилие
(Нянь цзинь)

Связь между базовой и внутренней наработкой

Концентрация на базовой технике

Техническая и внутренняя наработки одинакого важны

Основной упор - на внутреннюю наработку, второстепеное внимание - технике

Изменения

Изменение усилия
(Хуань цзинь)

Изменение тела
(Тичжи)

Изменение характера
(Цичжи)

Характер

Тело

Воля

Ум

Способности

Тренировка физической силы

Тренировка инстинктов

Развитие способностей

Направление тренировки

От внешнего к внутреннему

От внутреннего к внешнему

Нет ни внешнего ни внутреннего

Усилие связано с

Тренировкой формы
(син)

Тренировкой воли
(и)

Тренировкой духа
(шэнь)

В мозге в ходе движений формируется

следование формам

анализирование

автоматизм

Участие сознания в контроле движений

полное

низкое

движения контролируются на подсознательном уровне

Скорость движений

Быстрая

Медленная

Между быстротой и медленностью нет разницы

Три внутренние координации

Координируются сила и ци
(Ли юй Ци хэ)

Координируются ци и воля
(Ци юй И хэ)

Координируются воля и дух
(И юй Шэнь хэ)

Развитие и изгнание силы

Изгнание грубой силы
(Чжоли)

Изгнание жесткой силы
(Ганцзинь)

Усиление мягкости и эффективности нейтрализации

Проявление усилия

Жесткое, резкое и яростное
(Ган Мэн)

Мягкое и следующее вдоль
(Жоу Шунь)

Сочетание жесткости и мягкости
(Ган Жоу сянцзи)

       

Позиции

Открытые и широкие

Компактные

наполненные

Цель в тренировке усилия

Добиваться жесткости за счет комбинации усилий всех частей тела

Добиваться мягкости за счет расслабленности и мобильности

Добиваться совершенства за счет ловкости и мастерства

Тренировка скорости

Добиваться цельности (всего тела) за счет быстрой тренировки

Добиваться длины (вытягивания связок) за счет медленной тренировки

Свободное изменение скорости

Характер движений

Поднимания и опускания происходят по порядку и одновременно
(Ци Ло чжэн ци)

Усилие округло, Воля - на дистанции
(Цзинь юань И юань)

Дух и Воля проникают друг в друга
(Шэнь И гуаньтун)

Применение

Акцент на атаке

Акцент на сдерживании

Акцент на перенаправлении и нейтрализации

Стопа ставится на землю

со звуком

беззвучно

подобно раскату грома в тишине

Усилие проявляется в

кистях рук

локтях

теле

Координирование ци и даньтяня в момент реализации усилия

Ци погружается в даньтянь

Ци скапливается в даньтянь

Ци движется в даньтянь

Координирование ци и воли (и)

С помощью ци стимулировать силу
(и Ци цуй Ли)

С помощью воли направлять ци
(и И дао Ци)

Нет ни воли ни ци
(у И у Ци)

Использование ци

С помощью силы направлять ци
(и Ли дао Ци)

С помощью ци вскармливать дух
(и Ци ян Шэнь)

С помощью духа управлять ци
(и Шэнь Юй ци)

Работа с даньтянь

Нижний даньтянь

Средний даньтянь

Верхний даньтянь

Проявление дыхания

Подчеркнуто внешнее
(урегулирование дыхания)

Подчеркнуто внутреннее
(урегулирование дыхания так чтобы вдох был долгим)

Дыхание внешне не проявляется
(тай си)

Долгота вдоха и выдоха

Длинный вдох - короткий выдох, краткий и мощный

Долгий вдох и долгий выдох, мягкость становится нежной, удлинение короткого чтобы оно стало длинным

Долгота вдоха и выдоха произвольна, дыхание непрерывное, нежное и ровное, глубокое и долгое

Требования к дыханию

Стадия урегулирования

Стадия координирования

Стадия естественной гармонии

Концентрация на тренировке

формы
(син)

воли
(и)

нет ни формы ни воли
(у Син у И)

 
 
Кулаки Пяти Первостихий (Усин цюань) надо рассматривать не как боевые методы (Цзи Фа), а как методы работы с усилием (Цзинь Фа). К примеру, тренировка Рубящего Кулака (Пи Цюань) очень стандартизирована, однако в бою абсолютно не важно, что конкретно я использую - ладонь, кулак или локоть, если усилие направлено сверху вниз и вперед - движение относится к Рубящему Кулаку. Или рассмотрим Обрушивающий Кулак (Бэн Цюань) - если я бью вдоль прямой линии, соединяющей одну точку с другой, то это Бэн Цюань, вне зависимости от того выше он выполняется или ниже. То же самое относится и к Буравящему Кулаку (Цзуань Цюань) - ваше движение должно содержать в себе сверление, чтобы быть отнесенным к Цзуань Цюань. У Син - это пять разных методов использования усилия, а не просто отдельные техники; от вас зависит какие конкретно части тела вы применяете в бою при использовании одного из этих усилий и как вы их комбинируете. Другим достоинством синъицюань является его подавляющая агрессивная манера (Ци Ши). Это оттого, что теория синъицюань использует принципы ";рассматривать противника как сорную траву"; (Ши жень жу хаоцао), ";вздыматься как ветер, опускаться как стрела, быть недовольным своей скоростью даже если уже нокаутировал противника"; (Ци жу фэн, ло жу цзянь, дадао хай сянь мань), ";побеждать противника подобно тому, как змея втягивает пищу"; (Шэн жэнь жу шэ си ши). Эта теория инструктирует занимающегося в менталитете синъи. Старые трактаты по синъи говорят: ";Встречать противника подобно огню обжигающему тело"; (Юй ди хао ши хо шао жэнь). Я считаю, что такие высказывания говорят о ментальности, боевом духе, высшей степени готовности к бою (И цзи чжаньбэй). Это тот мыслеобраз, который необходимо поддерживать во время занятий синъицюань.
Москва,Сущевский вал 43 стр.2
Расчитать стоимость
это поле обязательно для заполнения
Строка ввода:
*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:
*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:
*
это поле обязательно для заполнения
Область ввода:
*
Спасибо! Форма отправлена